СВОБОДА ВЫБИРАТЬ ПРАВИТЕЛЕЙ

Политические системы стран Европы построены на принципах демократии. Мы имеем право избирать правителей и отправлять в отставку тех, кто не оправдал ожиданий. Мы также можем поддерживать любые политические партии и вступать в них.

Многим может показаться, что так было всегда. Однако еще тридцать лет назад люди рисковали жизнью за право голоса. До революций 1989 года и последующего крушения советского режима граждане СССР жили под строгим надзором со стороны Коммунистической партии.

Конечно, видимость демократии в стране существовала.

В каждом городе и области был свой «избираемый» орган — совет. Избиратели делились на три группы: военнослужащие, рабочие и жители районов. Получившие большинство голосов политики входили в состав совета, который, в свою очередь, выбирал уже конкретных людей для той или иной должности.

Вполне демократично, не так ли? Не совсем…

У выборов в СССР была одна важная особенность. Несмотря на то, что право голоса было у каждого, баллотироваться могли только члены Коммунистической партии. Таким образом, вы могли голосовать за кого угодно, но при условии, что у него был партбилет. Никаких исключений.

А если кто-то отказывался голосовать или портил бюллетень, его голос все равно засчитывался в пользу Коммунистической партии

Сегодня мы можем голосовать за любого кандидата или партию. Более того, прежде чем попасть в избирательные бюллетени, кандидаты, как правило, проходят жесткий отбор: им приходится доказывать избирателям, что они заслуживают доверия и голосов. Но так было не всегда.

В Советском Союзе выбор правителя был намного сложнее и практически всегда сопровождался кулуарной борьбой за власть. Именно так Никита Хрущев стал генеральным секретарем Советского Союза после смерти Сталина.

Перехитрив или устранив всех своих противников, Хрущев убедил большинство членов Политбюро (на тот момент руководящего органа страны), что именно он достоин стать правителем СССР. Обычные граждане никак не могли повлиять на это принятое наверху решение.

Получив власть, такие политики становились поистине всемогущими. По ряду оценок правители Советского Союза несут ответственность за гибель около 15 миллионов людей. Незавидная участь ждала и их политических соперников: многие были безжалостно казнены, заключены в тюрьму или сосланы в ГУЛАГ.

Таким образом, вы могли голосовать за кого угодно, но при условии, что у него был партбилет. Никаких исключений

Один из самых одиозных коммунистических вождей Николае Чаушеску, который возглавлял Румынию с 1965 года до своей смерти в 1989 году, создал в стране беспрецедентный культ личности. В каждом книжном магазине имелась витрина с 28 томами речей Чаушеску, художники и поэты восхваляли диктатора в своих произведениях, а любой намек на критику приводил к травле, аресту или даже убийству. Люди ненавидели Чаушеску и часто сравнивали его с другим знаменитым румыном — вампиром Дракулой. Пока генеральный секретарь купался в роскоши, его народ терпел лишения и голод.

Этот жестокий диктатор удерживал власть почти четверть века, прежде чем народ Румынии решился на восстание в 1989 году. В ходе кровавого переворота погибло много людей, но восставшим удалось арестовать Чаушеску. Бывший диктатор и его жена были расстреляны на Рождество.

Обычные люди: Вацлав Гавел

Вацлав Гавел был чешским драматургом и политическим деятелем, прославившимся в 60-х годах в Чехословакии. За тридцать лет он прошел трудный путь от диссидента до президента. Гавел активно участвовал в Пражской весне 1968 года (восемь месяцев политических реформ, которые были отменены после вооруженного вторжения СССР), чем вызвал интерес со стороны тайной полиции.

За свои убеждения он много раз оказывался в тюрьме, и вскоре стал героем в глазах сограждан. Гавел сыграл важную роль в Бархатной революции, которая привела к мирному свержению коммунистического режима в 1989 году.

В следующем году состоялись первые за 44 года свободные выборы в Чехословакии, на которых Гавел был избран президентом.


Pin It on Pinterest

Freedom to choose your own leaders

In today’s Europe, we live in democracies. We elect our own leaders, kick them out when we decide they’re no longer doing a good job, and have the freedom to join or affiliate ourselves with any political party we choose.

It’s easy to take democracy for granted; but up until thirty years ago, people were prepared to put their lives on the line to win the right to vote for who they wanted. Prior to the revolutions of 1989 and the subsequent collapse of the Soviet regime, citizens of the Soviet Union lived under strict communist rule.

The political system of the time did involve a facade of democracy, but the reality was anything but.

In theory, each city and region had its own ‘elected’ council. Voters were organised into three groups: soldiers, company workers, and the inhabitants of each district. These three groups would elect the council, which would in turn elect politicians further up the chain.

Sounds democratic, doesn’t it? Not exactly…

There was just one problem.  While everyone had a vote, you couldn’t stand for election unless you were a member of the Communist Party. So you could vote for anyone you like, so long as they were a member of the Communist party. There was no alternative.

If you rebelled and refused to vote, or defaced your ballot paper, your vote would be counted as a vote for the Communist Party by default.

Nowadays we are free to vote for whichever party or candidate we want in elections, and as a general rule we know that the candidates have already gone through a robust selection process based on their suitability for the job.  But this wasn’t always the case. 

In the Soviet Union, the way a leader was chosen was much more complicated – often shrouded in mystery and the result of power struggles at the highest levels of government. This is how Nikita Khrushchev installed himself as General Secretary of the Soviet Union in the fifties following Stalin’s death.

By outmanoeuvring his adversaries and organising their demotion, Khrushchev managed to convince enough members of the Politburo – the highest decision-making assembly – that he was the best person to govern the country – and the citizens of the Soviet Union had no power (or vote) to overturn the secretive decision.

Once installed, these undemocratic leaders wielded fearsome power.  It is estimated that in total, the communist leaders of the Soviet Union were responsible for around 15 million deaths, with many opponents ruthlessly executed, imprisoned, or exiled to the Gulag.

So you could vote for anyone you like, so long as they were a member of the Communist party.  There was no alternative.

One of the most hated of all communist leaders was Nicolae Ceaușescu, who built an outlandish personality cult for himself as the First Secretary of communist Romania from 1965 until his death in 1989. Bookstores were obliged to carry a showcase to the 28 volumes of his speeches; painters and poets were obliged to produce works celebrating him; and any hint of criticism led to harassment, arrest or even murder. Ceaușescu– compared by many citizens to his famous countryman, Count Dracula – became a hate figure to his people, who grew angry with his outward displays of luxury while the population was starving under his rule.

This brutal and unelected leader held onto power for almost 25 years before the people finally succeeded in rising up against his rule in 1989. After a bloody coup which left many dead, Ceaușescu and his wife were eventually executed by firing squad on Christmas Day.

Real people: Václav Havel

Václav Havel was a Czech playwright and political activist who rose to fame during the sixties in Czechoslovakia when he went from dissident to president. His activities during the Prague Spring of 1968 – eight months of political reforms and protest which were eventually quashed when the Soviets invaded – brought him to the attention of the secret police.

He was imprisoned on many occasions for his political beliefs, and because of this became a hero in the eyes of the people. He played a major part in the Velvet Revolution which was instrumental in peacefully overthrowing Communist rule in 1989.

In 1990, the first free elections in Czechoslovakia in 44 years took place and Havel was elected President.


Pin It on Pinterest